По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Закон города Севастополя от 14.08.2014 N 62-ЗС "О защите населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"



14 августа 2014 года N 62-ЗС

------------------------------------------------------------------

ЗАКОН ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Принят
Законодательным Собранием
города Севастополя
31 июля 2014 года

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере защиты населения и территорий города Севастополя (далее - защита населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе города Севастополя используются следующие основные термины и понятия:
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.
Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.
Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-, взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
Декларация безопасности - документ, содержащий перечень и показатели опасности возникновения возможных аварий, катастроф, проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала и (или) населения прилегающих к объекту территорий.
Стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях - нормативно-технические документы, утверждаемые уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация - компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление.
Иные понятия и термины, применяемые в настоящем Законе города Севастополя, используются в тех же значениях, что и в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе города Севастополя и иных законах города Севастополя.

Статья 2. Правовая основа защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Устав города Севастополя, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Севастополя, правовые акты органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя (далее - органы местного самоуправления), принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Севастополя, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Севастополя.

Статья 3. Севастопольская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Севастопольская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - СГТП) объединяет силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления, организации, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств, порядок функционирования СГТП определяются Положением о СГТП, утверждаемым Правительством Севастополя.

Статья 3.1. Функционирование органов управления и сил СГТП

1. Органы управления и силы СГТП функционируют в режиме:
1) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
2) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
3) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
2. Порядок организации деятельности органов управления и сил СГТП и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, определяются Правительством Севастополя в соответствии с федеральным законодательством.
3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств СГТП, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
1) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
2) местный - решением руководителя внутригородского муниципального образования при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного района;
3) районный уровень реагирования - решением должностного лица исполнительного органа государственной власти города Севастополя, осуществляющего функции руководства административным районом;
4) региональный уровень реагирования - решением высшего должностного лица города Севастополя - Губернатора города Севастополя при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти города Севастополя, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более районов города Севастополя, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории города Севастополя;
5) федеральный уровень реагирования - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти города Севастополя и Республики Крым, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
4. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил СГТП единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государственный орган исполнительной власти или должностное лицо может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
2) определять порядок использования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
3) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов исполнительной власти города Севастополя, органов местного самоуправления и организаций;
4) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
5) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Статья 4. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти города Севастополя, органы местного самоуправления и руководители организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Порядок обеспечения такой информацией населения, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления и организаций определяется нормативными актами Российской Федерации и города Севастополя.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 5. Полномочия органов государственной власти города Севастополя и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Губернатор города Севастополя:
1) принимает решения, определяющие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Севастополя и другими нормативно-правовыми актами города основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций;
2) в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города, принимает необходимые меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддержанию правопорядка на территории города Севастополя, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил СГТП;
3) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств органов внутренних дел города;
4) осуществляет руководство СГТП;
5) устанавливает региональный уровень реагирования.
2. Правительство Севастополя в рамках полномочий:
1) принимает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя постановления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей на водных объектах;
2) создает Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Севастополя (далее - Комиссия по чрезвычайным ситуациям);
3) организует и обеспечивает проведение научных исследований, разработку и выполнение специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности Правительства Севастополя, администраций районов города Севастополя и организаций, расположенных на территории города, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) организует, в соответствии с действующим законодательством, соблюдение мер безопасности в процессе производства, хранения, перевозки и использования радиоактивных и других опасных веществ;
6) осуществляет финансирование мероприятий города Севастополя по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности людей на водных объектах и горно-лесной местности;
7) обеспечивает создание городских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их использования;
8) способствует подготовке и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей на водных объектах и горно-лесной местности;
9) определяет порядок информирования населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществляет сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен ей;
10) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий, организует их подготовку и обеспечивает выполнение мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера;
11) организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обеспечивает поддержание необходимого общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за помощью;
12) осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти города Севастополя и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя;
13) организует подготовку руководителей органов исполнительной власти города Севастополя и организаций, обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
14) организует мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
15) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
16) обеспечивает поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности и осуществляет информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
17) содействует территориальному органу федерального органа исполнительной власти - органу, специально уполномоченному решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Севастополю, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
18) принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
19) реализует иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Севастополя;
20) организует деятельность в области чрезвычайных ситуаций, руководит работой противопожарной службы города;
21) управляет силами экстренных служб, привлекаемых к работам при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

4. На районном уровне от имени Правительства Севастополя соответствующие функции в области чрезвычайных ситуаций осуществляют должностные лица, уполномоченные Правительством Севастополя на осуществление функций общего руководства районом.
5. Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя:
1) участвуют в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах соответствующего муниципального округа;
2) организуют и осуществляют мероприятия по защите населения и территории соответствующего муниципального округа от чрезвычайных ситуаций, включая поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасности;
3) осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
4) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил СГТП и устанавливают местный уровень реагирования в порядке, определенном федеральным законодательством.
Органы местного самоуправления взаимодействуют с органами государственной власти города Севастополя в реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и осуществляют свои полномочия в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Севастополя.

Статья 6. Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет Правительство Севастополя при участии территориального органа федерального органа исполнительной власти - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Севастополю.
Обеспечение выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и содействие территориальному органу федерального органа исполнительной власти - органу, специально уполномоченному решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Севастополю, в установке и использовании специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также проверку готовности органов управления, сил и средств при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляет исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в реализации государственной политики в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В ведение исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного в реализации государственной политики в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, передается дежурная служба Аппарата Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя.
Руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территориях города Севастополя, районов и в организациях города Севастополя осуществляют соответственно руководители органов государственной власти города Севастополя, руководители районов и организаций.
Руководители территориальных органов исполнительной власти города Севастополя, руководители органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 7. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Севастополя

Обеспечение координации действий органов государственной власти города Севастополя и организаций в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия по чрезвычайным ситуациям).
Положение о Комиссии по чрезвычайным ситуациям и ее персональный состав утверждаются Правительством Севастополя.
В городе Севастополе, районах и в организациях города создаются соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - комиссии по чрезвычайным ситуациям) в порядке, установленном Правительством Севастополя.

III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН, ОРГАНИЗАЦИЙ
И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 8. Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане имеют право:
1) на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
2) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории города, и о мерах необходимой безопасности;
3) обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти города Севастополя и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используя средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество города Севастополя и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
5) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
6) на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
7) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
8) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Севастополя.
3. Граждане обязаны:
1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты города Севастополя в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) знать и соблюдать правила безопасности в быту и трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности;
3) изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
4) выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
5) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 9. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Организации обязаны:
1) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
2) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
3) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе нештатных аварийно-спасательных формирований;
4) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
5) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
7) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
9) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставлять территориальному органу федерального органа исполнительной власти - органу, специально уполномоченному решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по городу Севастополю, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
2. Организации, являющиеся потенциально опасными объектами, также обязаны:
1) осуществлять разработку и реализацию мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей среды;
2) использовать оборудование, технологии и материалы в соответствии с требованиями и условиями разрешений (лицензий) и только для тех целей, для которых они предназначены;
3) иметь в наличии необходимые приборы и системы контроля за производственными процессами и обеспечивать их функционирование;
4) поддерживать на должном уровне квалификацию работающего персонала, осуществлять подбор и подготовку личного состава аварийно-спасательных служб и формирований;
5) разрабатывать и представлять в установленном порядке в функциональный орган исполнительной власти города Севастополя проект декларации безопасности;
6) своевременно информировать в установленном порядке органы управления СГТП, организации и население, находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации, о ее возникновении (характере и масштабе, реальной угрозе жизни и здоровью, материальным ценностям) на потенциально опасном объекте или подведомственной территории;
7) проводить работы по оценке риска и прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Статья 10. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 11. Специальные целевые программы

Правительство Севастополя организует разработку и обеспечивает выполнение специальных целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среды и материальных потерь в случае их возникновения, поддержание в этих условиях устойчивого функционирования организаций, прежде всего связанных с обеспечением жизнедеятельности города.
По согласованию с Правительством Российской Федерации целевые программы защиты населения и территорий города могут включаться в состав целевых федеральных программ развития города Севастополя - в качестве их составной части (подпрограммы).

Статья 12. Стандарты, нормы, показатели и правила безопасности

В интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретизации параметров защищенности от возможных аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий органами управления СГТП разрабатываются стандарты, нормы, показатели и правила безопасности, которые вводятся в действие постановлением Правительства Севастополя.

Статья 13. Единая классификация потенциально опасных объектов

Каждый потенциально опасный объект на территории города подлежит обязательному категорированию (классификации) в зависимости от уровня потенциальной опасности возникновения природных и техногенных аварий и катастроф.
Данные о категорированных производствах и технологиях, объектах хозяйственной и иной деятельности подлежат включению в Единый классификатор потенциально опасных объектов, утверждаемый Правительством Севастополя.

Статья 14. Единая регистрация опасных веществ и материалов

В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду опасных веществ и материалов в городе устанавливается единая государственная система регистрации опасных веществ и материалов - государственный регистр вредных веществ и материалов. В государственный регистр города вносятся наименование каждого опасного вещества (материала), сведения о его характеристиках, критериях опасности и количестве, находящемся в распоряжении конкретной организации.

Статья 15. Декларирование безопасности потенциально опасных объектов

Руководители организаций, отнесенных к потенциально опасным объектам, расположенным на территории города Севастополя, в обязательном порядке представляют в органы управления СГТП доклад (декларацию), содержащий перечень и показатели опасности возникновения возможных аварий, катастроф, проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала и (или) населения прилегающих к объекту территорий.
Порядок, содержание и сроки представления доклада определяются специальным положением, утверждаемым Правительством Севастополя.

Статья 16. Государственная экспертиза

Государственная экспертиза предполагаемых для реализации строительных проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и города Севастополя в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Севастополя.

Статья 17. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

В отношении потенциально опасных объектов, территорий города производится систематический прогноз вероятности возникновения на них чрезвычайных ситуаций вследствие возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий. Такой прогноз организует органы государственной власти соответствующей территории или руководители организации, отнесенной к потенциально опасному объекту согласно методике, утвержденной органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
К выполнению прогноза вероятности возникновения аварий, катастроф привлекаются структуры и организации, осуществляющие наблюдение и контроль за показателями опасности, сбор, накопление и обработку данных.
Органы государственной власти города Севастополя и органы местного самоуправления в пределах их компетенции обязаны учитывать результаты прогноза и составленные на его основе рекомендации при разработке, утверждении и реализации целевых программ, а также своевременно обеспечивать население и организации информацией о результатах прогнозирования и мерах противочрезвычайного планирования.

Статья 18. Подготовка населения по защите от чрезвычайных ситуаций

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил СГТП единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется в центрах повышения квалификации, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в центрах подготовки по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Севастополя и непосредственно по месту работы.

Статья 19. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в СГТП, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Севастополя, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Статья 20. Порядок реализации статей 11 - 19 настоящего Закона

Порядок реализации статей 11 - 19 настоящего Закона определяется Правительством Севастополя, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственные надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на СГТП, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
В соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Севастополя надзор и контроль в указанной области на территории города осуществляются постоянно действующими органами управления СГТП и ее территориальных звеньев в пределах их компетенции на принципах самостоятельности и независимости от надзорных органов.

Статья 22. Полномочия должностных лиц, уполномоченных осуществлять надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Полномочия должностных лиц, уполномоченных осуществлять надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются законами и иными нормативными правовыми актами города Севастополя.

V. МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 23. Готовность потенциально опасных объектов и территорий к действиям в чрезвычайных ситуациях

Каждый потенциально опасный объект либо объект, находящийся в зоне возможного влияния от других потенциально опасных объектов, должен быть подготовлен к действиям по локализации или ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Показатели готовности объектов и территорий к такого рода действиям устанавливаются органами управления РСЧС и СГТП и отражаются в планах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, заранее разрабатываемых для каждого такого объекта, территории.
На каждом объекте, территории, опасных по вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, создаются локальные системы организации наблюдения, контроля и оповещения за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, деятельность которых организуют руководители объектов и соответствующих органов государственной власти.
Создание и функционирование указанных систем регулируются нормативным документом, утвержденным Правительством Севастополя по согласованию с органом управления РСЧС.

Статья 24. Силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для осуществления на территории города наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются силы и средства СГТП, включающие в себя органы управления, системы связи, оповещения и информирования, аварийно-спасательные службы, профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, создаваемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями города.
В состав этих сил в обязательном порядке входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом необходимой достаточности для выполнения аварийно-спасательных работ.
Создание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется по решению Правительства Севастополя в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.
Порядок подготовки, поддержания в готовности и использования указанных сил и средств определяется Положением о СГТП.

Статья 25. Оповещение о чрезвычайной ситуации

Руководитель, иное должностное лицо организации либо комиссии по чрезвычайным ситуациям обязаны немедленно уведомить орган управления СГТП при соответствующих органах исполнительной власти города о возникшей на объекте или подведомственной территории чрезвычайной ситуации.
Органы управления СГТП, в распоряжение которых поступила информация о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с Положением о СГТП обязаны:
1) немедленно оповестить население, руководителей территориальных органов исполнительной власти города Севастополя, руководителей районов, поселений, объектов, расположенных в опасной зоне, о характере и масштабах бедствия, реальной угрозе для жизни, здоровья и имущества граждан;
2) проинформировать вышестоящий орган управления СГТП.

Статья 26. Ликвидация чрезвычайных ситуаций

В целях обеспечения необходимых условий для успешного осуществления работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций органы управления СГТП в пределах своей компетенции:
1) проводят мобилизацию необходимых материально-технических ресурсов (фондов, сырья, материалов, транспортных средств, производственной продукции) организаций независимо от их принадлежности и форм собственности с последующей компенсацией нанесенного ущерба;
2) изменяют режим работы организаций независимо от их принадлежности и форм собственности, производят иные изменения производственной (хозяйственной и иной) деятельности, необходимые для достижения цели по ликвидации чрезвычайной ситуации;
3) прекращают либо приостанавливают функционирование организаций любой формы собственности, на которых возникла чрезвычайная ситуация или деятельность которых может усугубить возможные вредные последствия;
4) объявляют карантин или особое положение с указанием необходимых ограничений;
5) проводят временную эвакуацию населения из зон, подвергшихся опасному воздействию чрезвычайных ситуаций, угрожающему жизни и здоровью населения.

Статья 27. Организация работ в чрезвычайных ситуациях

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, административно-территориальных единиц города, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Непосредственное руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, определяемый в соответствии с действующим законодательством или планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций либо назначаемый решением соответствующего органа государственной власти города Севастополя, органа местного самоуправления или руководителя организации, к компетенции которого отнесено решение данных вопросов.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Первоначальные действия по локализации и ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации организуются согласно заранее разработанного плана. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, то руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям (района, Правительства Севастополя) может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
Организация и ведение аварийно-спасательных работ аварийно-спасательными службами и спасателями на объекте или территории города осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и законами города Севастополя.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории посольств, консульств, торговых представительств и других объектов, обладающих экстерриториальностью, осуществляется с согласия их уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном международными договорами Российской Федерации.

Статья 28. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел города Севастополя при ликвидации чрезвычайных ситуаций

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел города применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.

Статья 30. Служебное расследование чрезвычайных ситуаций

Любая чрезвычайная ситуация расследуется специальной комиссией с целью оценки нанесенного ущерба, выяснения причин возникновения и развития аварий, катастроф и выработки мер по их предотвращению в порядке, устанавливаемом МЧС России.
Материалы по результатам служебного расследования чрезвычайных ситуаций должны передаваться в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечения виновных к ответственности.

VI. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 31. Финансирование целевых программ и других мероприятий

Финансирование целевых программ и других мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.
Затраты города на разработку и осуществление утвержденных целевых федеральных программ развития, с учетом мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, финансируются в порядке, определенном федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Севастополя.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности на потенциально опасных объектах, предупреждению возникновения на них аварий, катастроф осуществляется за счет средств указанных объектов.

Статья 32. Финансирование органов управления СГТП

Финансирование постоянно действующих органов управления СГТП, строительство ее объектов, развитие и совершенствование поисково-спасательной службы и других подразделений осуществляются за счет средств федерального бюджета и бюджета города.

Статья 33. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального характера осуществляется за счет бюджета города Севастополя.
Участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города, района, поселения осуществляется за счет бюджета органов местного самоуправления.
Организации города Севастополя участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.

Статья 34. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно создаются органами государственной власти города Севастополя и организациями города Севастополя в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Размеры резервов финансовых и материальных ресурсов устанавливаются нормативно-правовыми актами города Севастополя.
Порядок расходования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Севастополя.

Статья 35. Фонды обязательного страхования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций

Организации, осуществляющие деятельность, связанную с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций (с потенциально опасной деятельностью), обязаны застраховать свою ответственность за причинение ущерба гражданам и окружающей среде.
Представление страхового полиса является необходимым условием для получения указанными предприятиями и организациями разрешения (лицензии) на деятельность.
Расходы по оплате предприятиями и организациями страховых взносов по страхованию рисков и созданию соответствующих фондов относятся на себестоимость производимой продукции и услуг.
Фонды страхования используются на прогнозирование, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Использование их на иные цели запрещается. Конкретные условия и порядок страхования ответственности за причинение ущерба, а также порядок образования и расходования страховых фондов определяются законодательством Российской Федерации и города Севастополя.

VII. ИНЫЕ ВОПРОСЫ

Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.

Статья 37. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Город Севастополь участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации, формировании и осуществлении внешнеполитического курса страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заключает в этих целях договоры и соглашения о сотрудничестве с зарубежными городами, регионами, административно-территориальными и государственно-территориальными образованиями, иностранными юридическими лицами.

VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Губернатора
города Севастополя
С.И.МЕНЯЙЛО
Севастополь
14 августа 2014 года
№ 62-ЗС


------------------------------------------------------------------